Обзор права на цифровую информацию был бы неполным без изучения новых правовых возможностей. Их осознание связано с ростом объема оборота цифровой информации.
Поисковые системы играют определяющую роль в формировании повседневной информационной повестки как для каждого отдельного человека, так и для всего общества. Информация, отсутствующая в результатах поиска Google или Yandex с очень высокой вероятностью останется неизвестной. На понимании этой закономерности основано так называемое права на забвение. Само по себе оно не является конституционным, авторы Конституции в 1993 году не могли осознать важную роль поисковых систем, поскольку тогда их просто не существовало. Оно основано на сочетании других конституционных ценностей – права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции), а также на недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч.1 ст. 24).
Право на забвение определено законом об информации как обязанность оператора поисковой системы по требованию гражданина (физического лица) прекратить выдачу ссылок, ведущих к информации о нем. Это требование должно быть исполнено не только, если информация распространяется с нарушением законодательства Российской Федерации или является недостоверной. Удалению также подлежат ссылки на неактуальную информацию, утратившую значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя. При этом право на забвение не касается информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
Требование заявителя должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
2) информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
3) указатель страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена информация;
4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.
В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию или направить заявителю письменный отказ. Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд.
Для ослабления эффекта Стрейзанд законом предусмотрена обязанность оператора поисковой системы не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя. Однако информация о реализации права на забвение может стать публичной в случае, если дело дойдет до суда. В таком случае информация, доступ к которой пытается ограничить гражданин, с высокой вероятностью станет общеизвестной.
Удовлетворение требования гражданина не означает удаления спорной информации: доступ к ней возможен при обращении непосредственно к конкретному сайту, где эта информация размещена. Право на забвение позволяет соблюсти разумный баланс между правом на уважение частной жизни такого лица и правом на доступ к информации о нем неопределенного круга лиц, которое также имеет конституционную природу.