4.4. Право на забвение

Обзор права на цифровую информацию был бы неполным без изучения новых правовых возможностей. Их осознание связано с ростом объема оборота цифровой информации.

Поисковые системы играют определяющую роль в формировании повседневной информационной повестки как для каждого отдельного человека, так и для всего общества. Информация, отсутствующая в результатах поиска Google или Yandex с очень высокой вероятностью останется неизвестной. На понимании этой закономерности основано так называемое “право на забвение”.

Оно было впервые признано в Европейском Союзе в мае 2014 года решением Европейского суда справедливости. Суд постановил, что европейское законодательство о защите данных предоставляет физическим лицам право требовать от поисковых систем, таких как Google или Яндекс, удаления определённых результатов поиска по запросам, связанным с именем человека. При принятии решения об удалении поисковые системы должны учитывать, является ли информация «неточной, неадекватной, неуместной или чрезмерной», а также существует ли общественный интерес в её сохранении в результатах поиска.

В 2018 году Европейский Союз принял Общий регламент по защите данных (GDPR), статья 17 которого предусматривает «право на удаление» (right to erasure), аналогичное тому, которое Европейский суд справедливости признал в 2014 году. Некоторые страны за пределами Европейского Союза также приняли аналогичные законы. В июле 2015 года российский Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и защите информации” также был дополнен статьей 10.3 Обязанности оператора поисковой системы, позволившей гражданам требовать удаления ссылки из поисковых систем. Турция и Сербия также установили свои версии права на забвение.

В России “Право на забвение” определено как обязанность оператора поисковой системы по требованию гражданина (физического лица) прекратить выдачу ссылок, ведущих к информации о нем часть 1 статьи 10.3 Закона об информации.

Право на забвение основано на сочетании конституционных ценностей – права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции), а также на недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч.1 ст. 24).

Право на забвение определено законом об информации как обязанность оператора поисковой системы по требованию гражданина (физического лица) прекратить выдачу ссылок, ведущих к информации о нем. Это требование должно быть исполнено не только, если информация распространяется с нарушением законодательства Российской Федерации или является недостоверной. Удалению также подлежат ссылки на неактуальную информацию, утратившую значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя. При этом право на забвение не распространяется на информацию о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Требование заявителя

Требование заявителя должно содержать:

  1. фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
  2. информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
  3. указатель страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена информация;
  4. основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
  5. согласие заявителя на обработку его персональных данных.

Форма Яндекса для направления заявления по праву на забвение

Обязанности оператора поисковой системы

В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию или направить заявителю письменный отказ. Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд.

Для ослабления эффекта Стрейзанд законом предусмотрена обязанность оператора поисковой системы не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя. Однако информация о реализации права на забвение может стать публичной в случае, если дело дойдет до суда. В таком случае информация, доступ к которой пытается ограничить гражданин, с высокой вероятностью станет общеизвестной.

Удовлетворение требования гражданина не означает удаления спорной информации из сети. Прекращается лишь выдача ссылок на нее поисковой системой. Доступ к ней возможен при обращении непосредственно к конкретному сайту, где эта информация размещена. Право на забвение позволяет соблюсти разумный баланс между правом на уважение частной жизни такого лица и правом на доступ к информации о нем неопределенного круга лиц, которое также имеет конституционное основание.