2.1. Потребительская культура информационного общества

Информация как предмет потребления

Содержание позитивного права определяется экономическими отношениями, поэтому информационное общество – это не только пространство добра и справедливости, но и общество потребительской культуры, прямо или косвенно обслуживающей рынки материальных и символических ценностей.

Цифровые данные легко копируются и распространяются, что делает возможным их массовое производство и потребление. Кроме того, применение информационных технологий, обеспечивает высокий уровень прибавочной стоимости. Превращение цифровой информации в товар означает распространение на нее экономических законов, действующих на рынках. При этом неисчерпаемость и нематериальность цифровой информации приводят к проявлению на цифровых рынках уникальных экономических эффектов, которые должны учитываться при создании и применении норм права.

Эффект Стрейзанд

Одна из наиболее наглядных закономерностей цифровой экономики –  эффект Стрейзанд. Он важен для понимания пределов возможностей права по ограничению нежелательной для государства информации. Эффект Стрейзанд, назван по имени американской актрисы Барбары Стрейзанд, предпринимавшей настолько серьезные меры по охране своей частной жизни, что это вызывало повышенное внимание со стороны общества, которое в итоге оказалось сильнее юридических норм. В 2004 году попытки актрисы и ее адвокатов воспрепятствовать распространению фотографий ее особняка, расположенного на побережье Калифорнии, привели к обратному эффекту – публичный судебный процесс вызвал большой общественный резонанс, в результате которого изображения стали общедоступными и попали в Интернет. Там фотография дома Стрейзанд стала очень популярна – через месяц после подачи иска изображение было просмотрено более чем 420 тысячами посетителей. Особенности частной жизни, которые Стрейзанд охраняла от вмешательства журналистов, стали широко известны. Во многом это произошло не вопреки, а благодаря экстраординарным мерам, которые были предприняты для обеспечения конфиденциальности информации. 

Фотография побережья номер 3850 из проекта California Coastal Records Project, на которой изображен особняк, принадлежащий Барбаре Стрейзанд. Изображение: 2002 Kenneth & Gabrielle Adelman, California Coastal Records Project, www.californiacoastline.org

Эффект Стрейзанд – социально-экономический феномен, заключающийся в существенном увеличении спроса на информацию, которая подвергается ограничению. Он распространяется на любую информацию независимо от ее цифровой или аналоговой природы, но с наибольшим эффектом проявляется именно в отношении цифровых данных. Их легко скопировать, перенести их источник в другую юрисдикцию или другим способом обеспечить удовлетворение повышенного спроса на информацию.

Анализ судебной и административной практики свидетельствует о проявлении эффекта Стрейзанд и непродуктивности правовых решений, не учитывающих его. Достаточно упомянуть два эпизода новейшей цифровой истории России – попытку блокировки страницы Википедии с информацией о наркотическом веществе чарас на основании Решения Черноярского районного суда Астраханской области от 25 июня 2015 г.  и неудачное ограничение доступа к информационным ресурсам Telegram Messenger LLP по решению Таганского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2018 г. № 2-1779/2018. В обоих случаях непродуманные меры по ограничению доступа к цифровой информации стимулировали рост спроса на нее, который был удовлетворен. Популярность статьи в Википедии, которая вопреки решению суда так и не была заблокирована, выросла в 1000 раз, пиковое значение ее аудитории достигало более 100 000 пользователей в сутки. Эффект Стрейзанд оказался сильнее эффекта права. Воля суда не просто была проигнорирована. Фактически попытка ограничить доступ к цифровой информации без учета ее особенностей привела массовому распространению информации о наркотиках. Попытка ограничения доступа к Telegram в России также привела к обратному эффекту – росту российской ежедневной аудитории приложения на 31%.

[1] См. Долгин, А. Экономика символического обмена / А. Долгин / – M.: Инфра-М, 2006. – 632 с. – ISBN 5-16-002911-7.

[2] В 1000 раз выросла популярность запрещённой вики-статьи про наркотик, после того как Роскомнадзор публично «саботировал» блокировку материала.URL:.https://bit.ly/32z9sER дата обращения: 01.02.2022).

[3] Эксперты зафиксировали рост использования Telegram после блокировки :: Технологии и медиа // РБК (rbc.ru). https://bit.ly/3o2p6Qy