Особого внимания заслуживают нормы, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам в сети “Интернет”. Судебной практикой признается, что лицом, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются в результате блокировки, прежде всего, является распространитель информации – администратор доменного имени, а также владелец сайта. Поэтому мы рассматриваем этот вопрос в контексте реализации права на распространение информации, а не на доступ к ней. При этом следует учитывать, что в результате запретительных мер ограничивается также конституционное право на поиск и получение информации.
Единый реестр
В Российской Федерации ведется своего рода государственный «черный список» сайтов, содержащих запрещенную информацию – Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как следует из названия реестра, ограничение права на информацию может осуществляться по-разному.
Во-первых, по доменному имени или URL страницы. У этого способа есть побочный эффект – при работе сайта по протоколу HTTPS блокировка хотя бы одной его страницы приводит к недоступности сайта в целом. Поэтому, например, попытка блокировки одной из страниц Википедии, приведет к недоступности всей Википедии на территории России.
Во-вторых, по сетевому адресу (IP), что потенциально может привести к блокировкам ресурсов добросовестных обладателей информации, находящейся на том же узле (сервере), а также может быть неэффективно в силу простоты смены IP-адреса.
Порядок ведения Единого реестра определен статьей 15.1. Закона об информации и Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101.
Решение о блокировке информационного ресурса может быть принято в административном порядке уполномоченными органами исполнительной власти и органами Прокуратуры, а также судом.
Административный порядок ограничения права на распространение информации
Не требуется судебного решения для ограничения доступа к детской порнографии, информации о наркотических средствах, о способах совершения самоубийства, несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, о незаконных азартных играх, продаже алкоголя через Интернет, незаконной торговле лекарствами и др. Также в административном порядке ограничивается информация, направленная на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни и здоровья иных лиц. Перечень запрещенной для распространения через Интернет информации постоянно расширяется.
Вопреки бытующему мнению, блокировка перечисленной информации происходит не только по решению Роскомнадзора. Этот вопрос находится в компетенции и других органов власти – МВД борется с порнографией и оборотом наркотиков, Роспотребнадзор – с пропагандой суицида, Росалкогольрегулирование – с незаконной продажей алкоголя, Федеральная налоговая служба – с нелегальными онлайн-казино. Противодействие информации, опасной для детей, осуществляет Росмолодежь. Если решение принимается перечисленными органами, Роскомнадзор лишь обеспечивает их организационно-техническое исполнение. Поводом для оценки информации на ее соответствие закону является обращение, которое любой гражданин или организация могут направить через форму на сайте Роскомнадзора.
Также Закон об информации специально предусматривает особый порядок ограничения распространения наиболее опасной для государства информации – призывов к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в незаконных публичных мероприятиях, а также недостоверной общественно значимой информации и материалов организаций, признанных нежелательными. Она ограничивается Роскомнадзором по обращению Генерального прокурора или его заместителей.
Судебный порядок ограничения права на распространение информации
В судебном порядке может быть ограничено право на распространение любой информации. Судебный порядок в теории должен предоставлять большие гарантии обладателю информации. Но судя по последствиям его применения, он мало чем отличается от принятия аналогичного решения в административном порядке. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2019 год, судами было рассмотрено примерно 60 тысяч дел данной категории, решение о признании информации запрещенной вынесено в 99% случаях.
Суды признают запрещенной информацию самого разного рода, например, о продаже дипломов об окончании высших учебных учреждений, медицинских справок различных видов, фальшивых денег. В последнее время большие усилия судебных органов направлены на ограничение информации об аниме. За 2021 год Роскомнадзор добился удаления около двух тысяч ссылок на сайты с аниме-сериалами или мультипликационными произведениями, тогда как в 2020 году таких блокировок не было.
Интересно, что в связи с отсутствием единообразия судебной практики, распространение сходной информации может быть как законным, так и противоправным. Непростая судьба у многих сайтов с информацией о криптовалютах. Суды часто удовлетворяют требования прокуроров о запрете информации о возможности использования в качестве средства платежа «электронной валюты Bitcoin (биткоин)». В обоснование требований обычно указывается, что криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о ее держателях. Процесс выпуска и обращения криптовалюты полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства. По мнению органов прокуратуры, это противоречит Законам о Центральном банке Российской Федерации и об информации. Суды исходят из того, что распространение такой информации противоречит запрету на введение на территории РФ других денежных единиц, помимо российского рубля, и выпуск денежных суррогатов. В других судебных решениях такая позиция опровергается. Суды отмечают, что доводы об отнесении криптовалюты к денежным суррогатам могут быть признаны имеющими лишь предположительный характер, а распространение информации о цифровых финансовых активах или общей информации о криптовалюте законодательством РФ не запрещено.
В связи с постоянным расширением оснований для ограничения права на распространение информации в сети «Интернет», для проверки доступности информационных ресурсов рекомендуем использовать Универсальный сервис проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет», предоставленный Роскомнадзором.