6.5. Правовое регулирование токенизированных активов

В цифровой экономике значение токенов не исчерпывается их использованием в качестве расчетных единиц. Сегодня в мировой экономической системе помимо криптовалют обращаются инвестиционные и служебные токены. Степень их публично-правового признания в национальных правопорядках различна. Российская правовая система содержит ряд решений, направленных на придание правового режима токенизированным благам. Она отличается значительным своеобразием.

Определение цифровых прав

Важной новацией для правовой системы России стало принятие Федерального закона от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и ст. 1124 части третьей Гражданского кодекса РФ», согласно которому в перечень объектов гражданских прав в качестве имущественных прав были включены цифровые права. Их содержание раскрыто в ст. 141.1., цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Анализируя данное определение с точки зрения публичных интересов, нельзя не отметить заимствованный характер термина «цифровые права», имеющий очевидную связь с англоязычным словосочетанием «digital rights». Последнее, однако, имеет гораздо более широкий смысл, не ограниченный лишь гражданско-правовым контекстом.  В литературе цифровые права понимаются как система преимущественно личных прав и фактических возможностей, которые позволяют получать доступ к цифровой информации, использовать цифровые носители и другие электронные устройства, а также информационно-телекоммуникационные сети. Поэтому приватизация термина «цифровые права» в России не способствует систематизации терминологии и отражению ею объективно сложившихся отношений. Легализация искаженного понимания цифровых прав может негативно отразиться на потенциале всей системы правового регулирования цифровых активов.

Важной особенностью определения цифровых прав в гражданском кодексе является отсылка к другим законодательным актам, в которых должно быть определено какие именно объекты имеются в виду под цифровыми правами. В настоящее время законодательством России предусмотрено две разновидности цифровых прав – утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы.

Утилитарные цифровые права

Федеральный закон 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обычно именуемый законом о краудфандинге или законом об инвестиционных платформах предусматривает возможность существования особого вида токенов – «утилитарных цифровых прав». Они состоят в

– праве требовать передачи вещей;

– праве требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

– праве требовать выполнения работ или оказания услуг.

По смыслу закона, утилитарные цифровые права должны использоваться в целях привлечения денежных средств для финансирования экономической деятельности, поэтому их следует считать инвестиционным инструментом. Предполагается, что с их помощью мелким и средним предпринимателям станет проще получить прямой доступ к финансированию новых проектов. Инвесторы, предоставившие денежные средства, в будущем получают право на вознаграждение в виде продукта или услуги, произведенных предприятием.  В этом смысле утилитарные цифровые права в классификации цифровых активов оказываются в ряду инвестиционных токенов. Публично-правовой элемент проявляется в организации их оборота – осуществление утилитарных цифровых прав и распоряжение ими возможны лишь в инвестиционной платформе, аккредитованной Центральным банком России.

Цифровые финансовые активы

Второй законодательный акт, раскрывающий содержание цифровых прав – Федеральный закон 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах». Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие

– денежные требования,

– возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,

– права участия в капитале непубличного акционерного общества,

– право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

Экономическое значение цифровых финансовых активов позволяет также отнести их к категории инвестиционных токенов. При этом необходимо учитывать, что, как и в случае с утилитарными цифровыми правами, возможности их легального оборота существенно ограничены. Оператором информационной системы может быть только юридическое лицо, включенное в реестр Центрального банка России после согласования последним правил информационной системы. Выпуск цифровых финансовых активов могут осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели. По сути, цифровые права — это цифровые записи (токены) в информационной системе, подтверждающие права на определенный объект гражданских прав

Принцип легалитета

На обеспечение публичных интересов в сфере оборота цифровых прав направлен принцип легалитета — признание цифровых прав в России возможно лишь при условии прямого указания на них в законе. За исключением перечисленных утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов, законодательство России не содержит таких указаний. Это значит, что за пределами легального пространства остаются многочисленные активы, которые в основном и формируют ландшафт новой цифровой экономики. Если следовать сложившейся в мире классификации токенов, вне российского правопорядка остаются как минимум служебные токены и большая часть инвестиционных токенов, не говоря уже о сравнительно новых технологиях, таких как NFT или soul-bound токены.

Правовая неопределенность затрудняет оборот токенов, но не исключает его. Сейчас для придания токенам статуса объекта права используется их общая характеристика как «иного имущества». Ценность такого подхода дискуссионна, поскольку он не позволяет отразить их действительную экономическую природу, а значит, и их ценность как имущественного права. Но дискуссионность не отменяет практичности такого подхода – он, по крайней мере, позволяет ввести токены в оборот в условиях противоречивой модели их правового регулирования.

Правовой режим NFT

Отдельного внимания заслуживает технология NFT, позволяющая организовать оборот невзаимозаменяемых токенов. Обычные токены, работающие по протоколу ERC-20, представляют собой единицу цифровой информации, которая может быть без потери ценности заменена на другую аналогичную единицу. Проводя аналогию с реальным миром можно представить обычные токены как делимые родовые объекты. В обычной жизни взаимозаменяемыми являются некоторые родовые вещи – монеты, банкноты, единицы учета энергоресурсов. Например, одну обычную рублевую монету можно обменять на другую, они имеют равную стоимость. Аналогично, эквивалентными являются токены криптовалют – Биткоина, Эфира, других альткоинов и инвестиционных проектов.

В отличие от обычных цифровых активов, невзаимозаменяемый токен представляет собой индивидуально определенный, уникальный цифровой объект, связанный с записью в блокчейне. С помощью невзаимозаменяемых токенов могут быть созданы цифровые репрезентации произведений искусства, предметов коллекционирования и других индивидуализированных объектов.

Преимущества блокчейн-технологии позволяет решить как минимум две проблемы оборота таких объектов – использование NFT позволяет достоверно подтвердить происхождение предмета искусства или интеллектуального права, а также осуществить его верификацию при совершении сделок. При этом сам NFT не является результатом интеллектуальной деятельности, он лишь используется для фиксации прав обладателя на определенный цифровой объект. C точки зрения права создание токена не является доказательством признания прав автора, а его приобретение – не позволяет подтвердить обладание результатом интеллектуальной деятельности. После продажи токена, связанный с ним цифровой объект, например, изображение, так же, как и до продажи, остается в сети и может быть использован любым желающим.

В России NFT не определяется законом в качестве самостоятельного вида цифровых прав, а также не укладывается в систему уже урегулированных утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов. Поэтому до появления специального правового регулирования резонно отнести NFT к категории иного имущества.

Также обосновано утверждение о том, что цель выпуска NFT состоит не во введении правовых ограничений на использование результатов интеллектуальной деятельности в сети, а в создании новых видов торгуемых цифровых активов. Оно подтверждается практикой – в 2021 году мир пережил бум NFT-проектов, не подкрепленных серьезной правовой основой, но несмотря на это привлекших значительные инвестиции.

Подробнее о технологии NFT читайте в специальной статье: NFT – Digilaw.ru