7.2. Социальное и техническое регулирование технологий искусственного интеллекта

Публично-правовое регулирование технологий искусственного интеллекта подразумевает разграничение правовых и этических норм. Право определяет формализованные обязательные требования, относительно которых существует общественный консенсус, подкрепленный государственным принуждением. Однако в правовых нормах не могут быть предусмотрены все возможные жизненные сценарии. Поэтому право дополняется этическими правилами, подсказывающими направления должного поведения, в отношениях, где правовой определенности пока нет или где она не может быть достигнута.         

В свою очередь, правовое регулирование технологий искусственного интеллекта можно условно разделить на социальное и техническое. В России социальное регулирование представлено следующими правовыми актами.

Во-первых, Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных». Далее мы будем называть его законом о специальном регулировании.

Во-вторых, Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Нормы перечисленных Федеральных законов носят экспериментальный и временный характер. Они предусматривают разграничение общего и специального правового регулирования. Для реализации цифровых инноваций устанавливается специальное регулирование. Его особенности определяются программой экспериментального правового режима. Она действует в отношении только специальных субъектов – участников экспериментального правового режима на определенный срок и, если иное не предусмотрено программой, действует только на определенной территории. К примеру, с 2018 по 2022 год проводился эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Территория эксперимента была ограничена тринадцатью субъектами Российской Федерации.

Перечень инноваций, требующих установления специального правового регулирования, приведен в пояснительной записке к Федеральному закону 02.07.2021 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Например, для проведения эксперимента по коммерческому использованию беспилотного наземного транспорта – высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) (ООО «Яндекс» и ООО «Яндекс Беспилотные Технологии») необходим пересмотр принципов безопасности дорожного движения, поскольку действующим законодательством не допускается эксплуатация автомобилей без водителя. Специальное регулирование в данном случае заключается в установлении особенностей применения (то есть в отступлении от требований) Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Несмотря на то, что одним из принципов экспериментального правового режима является минимизация отступлений от общего регулирования, его эффект заключается в целенаправленном сокращении нормативного воздействия правовых норм. Происходит замена универсального действия права индивидуальным. Общеобязательные и бессрочные нормы заменяются нормами, ограниченными по времени, кругу лиц и действию в пространстве. Это вынужденная мера, направленная на минимизацию возможного вреда в случае неудачи инновационных экспериментов. И все же следует сознавать опасность подмены универсальных норм индивидуальными. Индивидуализация правового регулирования размывает реализацию общих принципов права, осложняет защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также создает условия для произвольного правоприменения. Поэтому экспериментальные правовые режимы надо рассматривать скорее как необходимое зло, и по возможности заменять их общим правовым регулированием, обогащенным нормами, доказавшими свою эффективность в результате экспериментов.

В условиях экспериментального законотворчества в сфере технологий искусственного интеллекта стратегия публично-правового регулирования определяется подзаконными актами – Указом Президента РФ 2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и Распоряжением Правительства РФ от 2020 г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года». Перечисленные акты также имеют перспективный и экспериментальный характер на грани юридической футурологии.

Техническое регулирование технологий искусственного интеллекта, в отличие от социального, содержит существенный международный элемент. Оно заключается в унификации требований к техническим решениям путем их стандартизации. Международные стандарты в области искусственного интеллекта создаются специальными международными организациями:

  • Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO);
  • Международной электротехнической комиссией (International Electrotechnical Commission, IEC);
  • Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union, ITU).

В структуре Международной организацией по стандартизации действуют внутренние органы, специализирующиеся на вопросах ИИ и робототехники:

  • технический комитет по искусственному интеллекту (ISO/IEC JTC 1/SC 42 Artificial intelligence);
  • технический комитет по робототехнике – ISO/TC 299 Robotics.

Национальная стандартизация технологических решений в области искусственного интеллекта осуществляется стандартами ГОСТ Р, утверждаемые приказами Росстандарта (Федерального агентства по техническом регулированию и метрологии. В структуре Росстандарта также действуют два органа – технический комитет № 164 по искусственному интеллекту и технический комитет № 194 по кибер-физическим системам. В 2021 году принят предварительный национальный стандарт ПНСТ 553—2021 «Искусственный интеллект. Термины и определения». 

Одним из принципов Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ является добровольность применения документов по стандартизации. То есть техническое регулирование, как правило, предусматривает добровольное следование стандартам в области искусственного интеллекта. Однако для производителей систем искусственного интеллекта стандарты становятся фактически обязательными, поскольку следование им обеспечивает конкурентоспособность продуктов и принятие их рынком. Эта особенность привела к тому, что технические норм стали именовать «мягким правом» в противовес общеобязательным социальным нормам.