1.5. Действие цифрового права во времени

Цифровая коммуникация меняет восприятие не только пространства, но и времени. В сетевых сообществах время локализуется внутри них и воспринимается как длительность процесса, а не как природный цикл. Виртуальные миры имеют свое собственное время, асинхронное с реальным пространством.  Справедливость этого утверждения очевидна каждому, кто надолго погружался в виртуальный мир, созданный компьютерной игрой и, закончив играть, с удивлением обнаруживал, что в реальном мире прошло не 15 минут, а гораздо больше.

При этом временные характеристики имеют существенное значение для реализации правовых норм. Она обычно состоит в  последовательности юридических событий и действий. Хронология определяет процессуальный порядок реализации многих правовых институтов. В том числе значимых для цифровой экономики, таких как право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Информационные технологии сегодняшнего дня благодаря существенно расширившимся возможностям хранения и передачи больших объемов информации, увеличивают степень свободы потребления информационных продуктов. Так, эфирное телевидение построено на традиционном подходе к исчислению времени, привязывающем зрителя к сетке вещания. Тогда как  видеохостинги (YouTube, Vimeo и пр.) и видеоконтентные проекты социальных сетей позволяют потребять информацию в любое время по запросу пользователя. Печатные СМИ c относительно невысокой степенью воспроизводимости проигрывают контенту интернет-проектов, позволяющих организовать гораздо более удобный доступ к информации.

Отсталость регулирования, основанного на традиционной линейной хронологии, хорошо прослеживается в публично-правовой сфере. Например, традиционные представления об исчислимости времени лежат в основе правил определения агитационного периода на выборах. Статьей 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ[1] установлено, что предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд — в ноль часов по местному времени первого дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования запрещается.

Однако в статье 49 Федерального закона «Об основных гарантиях…» не говорится о наиболее актуальных сегодня средствах распространения информации о выборах – видеохостингах, социальных сетях и мобильных приложениях. Они не имеют правового статуса организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий, сетевых изданий. Но при этом оказывают на аудиторию влияние, сопоставимое с ними, а в ряде случаев и превосходящее их.

Новые медиа пребывают в «серой зоне», не в полной мере охваченной правовым регулированием. Это позволяет им доставлять агитационные сообщения в любое время неограниченному кругу лиц. Механизм работы видеохостингов таков, что распространение ими агитационных материалов в день голосования формально не образует состав правонарушения. Материалы размещаются в пределах разрешенного агитационного периода, но в результате работы автоматических алгоритмов предлагаются пользователю уже после его окончания — когда агитация запрещена. Налицо проблема, вызванная применением линейной хронологии, к регулированию технологий, свойственных цифровому пространству. На наш взгляд, ее решение должно привести к отказу от попыток ограничения распространения информации в зависимости от наступления определенных событий. «День тишины» и подобные запретительные меры в цифровом мире утрачивают разумные основания. При этом на первый взгляд очевидный способ радикального решения проблемы – техническая блокировка новых каналов распространения информации, является заведомо неэффективной. Она игнорирует важнейшую закономерность жизни в информационном обществе – новые способы и каналы распространения информации появляются быстрее, чем оказываются заблокированы старые.

[1] Собрание законодательства РФ. 2002. 17 июня. № 24. Ст. 2253. https://bit.ly/3I6eCrg