Рубрики
Правовые основания ЦП

1.2. Информация как объект правоотношений

Независимо от подходов, применяемых для определения цифрового права, объектом соответствующих правоотношений является информация, представленная в цифровой форме. В России действует специальный Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее – Закон об информации). В повседневной жизни информация может приобретать различные формы выражения и поэтому в законе определена неоднозначно – как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Особенности цифровой формы представления информации мы разберем в следующем вопросе, а сейчас обратим внимание на свойства информации как объекта правоотношений.

1. Идеальность (нематериальность)

Во-первых, информация нематериальна, она может находиться одновременно в ведении многих людей. Например, сведения, составляющие содержание этой лекции, распространяются через Интернет и находятся фактически в неограниченном доступе. Каждый пользователь сети может получить к ним доступ, изучить, скопировать их, либо иначе распорядиться этой информацией по своему усмотрению.

Поэтому к информации не применяются юридические конструкции, основанные на физическом держании и господстве над определенной материальной вещью. В частности, в отношении информации невозможно осуществление права владения, что в условиях российской цивилистической доктрины исключает реализацию в отношении нее и права собственности. Для обозначения фактического господства над информацией вместо категории собственности используется категория обладания. Граждане, юридические лица, публичные образования могут быть не собственниками, а обладателями информации. Неприменимость в отношении информации идеологии права собственности привела к формированию новых частноправовых институтов, одним из которых являются «цифровые права», предусмотренные Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ, о которых мы поговорим в одной из тем специальной части курса, посвященной блокчейну. 

При этом необходимо иметь в виду, что правовой режим информации может существенно отличаться от правового статуса носителя, на который она записана. Информация идеальна, а материальный носитель представляет собой индивидуально определенную материальную вещь. К примеру, право собственности на компакт-диск, на котором записана фонограмма, не означает, что собственник диска вправе использовать записанную на нем информацию любым способом без ограничений.

Компакт – диск Radiohead “OK Computer”. Изображение: NicePNG

Обратите внимание на надписи, которые можно увидеть на практически любом компакт-диске – там обычно перечислены многочисленные ограничения на распоряжение информацией – запрет копирования, публичного воспроизведения, передачи в эфир и тд. При этом сам носитель собственник может продать, обменять, уничтожить или иначе распорядиться им, как обычной материальной вещью.

2. Неисчерпаемость

Другим важным свойством информации является ее неисчерпаемость. Неподверженность цифровых данных физическому старению приводит к образованию огромных массивов информации, одновременно доступных фактически неограниченному кругу лиц, к тому же находящихся в разных юрисдикциях. Это свойство цифровой информации оказывает деструктивное влияние на «аналоговые» правовые институты. Легкость и дешевизна копирования цифровой информации, по меньшей мере, требует новых правовых решений для защиты информации ограниченного доступа и новой методологии подтверждения авторства на результаты интеллектуальной деятельности.

Неисчерпаемость информации приводит к появлению технологических решений, формирующих образ жизни людей.  Еще в 2006 году объем медиапотребления среднего американского подростка составлял 30 часов в день. На первый взгляд это невозможно. Но современная жизнь позволяет одновременно получать информацию из различных источников, например, слушать лекцию, листая при этом ленту Вконтакте. Очевидно, что уровень медиапотребления с 2006 года существенно возрос и не только в США.

Накопление больших объемов цифровой информации и ограниченность биологических возможностей человека по ее восприятию привели к распространению поисковых и рекомендательных систем. С одной стороны, рекомендательные системы облегчают получение информации, но с другой, разрывают (фрагментируют) целостное информационное поле на сегменты, привлекательные для каждого отдельного потребителя. Они помещают каждого человека в уникальное для каждого информационное пространство, названное в публицистике «пузырем фильтров». Его характерные элементы – алгоритмические ленты в социальных сетях вместо хронологических, рекомендации аудиовизуальных сервисов и т.д. Определяющее значение поисковых систем для формирования картины мира требует возложения на них и дополнительных обязанностей, например, связанных с реализацией права на забвение, о котором пойдет речь в одном из модулей курса.

3. Субъективность восприятия

Последним по порядку, но не по значению является свойство информации, заключающееся в субъективности ее восприятия. Ценность информации определяется самим потребителем. Причем для разных потребителей одна и та же информация может обладать разной ценностью. На оценку информации влияют потребность в информации, наличие у потребителя компетенций, равно как и барьеров для ее восприятия.

Например, знание иностранного языка может существенно повысить качество жизни в цифровой среде, поскольку цифровые технологии имеют глобальных характер и документируются как правило на английском языке. Большие преимущества в повседневной жизни обеспечивает умение обращаться с современными генеративными алгоритмами искусственного интеллекта, которые постепенно становятся общедоступными. В 2022 году были представлены системы Stable Diffusion, Midjourney, ChatGPT, с помощью которых можно самостоятельно и фактически бесплатно создавать качественные изображения и связный текст.  

На проявлении субъективного отношения к информации основаны многие современные технологии цифровой дистрибуции. Для продвижения товаров и услуг на рынке они стимулируют социальное разобщение, которое обычно политкорректно обозначается словом «таргетирование». Поэтому современная цифровая экономика практически исключает возможность существования ценностей, разделяемых всеми членами общества как в масштабах государства, так и в небольших социальных группах.

Сложившаяся ситуация помимо решения стратегической задачи поддержания социальной солидарности делает актуальными прикладные задачи правоприменения. В частности, определение лица, ответственного за деятельность алгоритмов, формирующих информационную повестку (Яндекс Новости, Google News, рекомендательная система Youtube и тд.). Например, кто несет юридическую ответственность за то, что YouTube предлагает посмотреть агитационный ролик, в день, когда агитация запрещена? И что в этом случае делать государственным органам, ответственным за государственное управление в этой области?  Пока на эти вопросы нет определенного ответа.

Учет перечисленных признаков цифровой информации – идеальности, неисчерпаемости и субъективности восприятия – имеет определяющее значение для успеха правового регулирования цифровой трансформации.


[1] Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 12. Ст. 1224. https://bit.ly/3HFs19m

[2] Eli Pariser. The Filter Bubble: What The Internet Is Hiding From You. Penguin UK, 2011. https://bit.ly/3F5ukRm