Определение понятия “обладатель информации”
Определение участников цифровых правоотношений следует начать с положений акта, обладающего высшей юридической силой в системе источников информационного права – Конституции Российской Федерации.
Различным аспектам информационных отношений в Конституции посвящена далеко не одна статья (см. ст. 23, 29, 33, 44, п. «и» статьи 71), при этом определяющее значение для статуса носителей цифровых прав имеет часть 4 статьи 29. Согласно ей каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
По смыслу Конституции, «каждый» – это не только физическое лицо – человек, выступающий в статусе гражданина, иностранного гражданина или лица без гражданства, это и коллективы – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица. Закон об информации обеспечивает единый подход к определению правовых возможностей субъектов, различных по своей природе и фактическим возможностям. Он реализован в законе в статусе обладателя информации.
Согласно статье 6 Федерального закона об информации обладатель информации – это лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации.
Права и обязанности обладателя информации
Перечень прав обладателя информации открыт. Важнейшие из них перечислены в законе об информации:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами.
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Широкий перечень прав обладателя информации определяется целью, которую преследовал законодатель вводя это понятие. Она состоит в описании статуса лица, правомочного решать вопрос о доступе к информации других лиц. Прослеживается очевидная аналогия с гражданско-правовыми категориями «собственник» или «титульный владелец», но с учетом особенностей информации как нематериального объекта.
Как уже отмечалось, особенность цифровой информации состоит в ее нематериальности и неисчерпаемости. Эти свойства позволяет многим людям одновременно иметь доступ к одной и той же информации. Потребленная информация не исчезает и может быть потреблена вновь другими людьми.
Материальный мир существует по другим правилам – там объектом отношений является определенная вещь, владелец которой физически контролирует ее и вправе требовать чтобы никто другой не претендовал на обладание ей. Владение как физическое держание – неотъемлемый элемент российской модели права собственности, в которую, как видим, информация не вписывается. Поэтому законодатель был вынужден вместо права собственности на информацию сформировать другую юридическую категорию – “обладание информацией” и определить обладателя информации как субъекта, осуществляющего наибольший объем информационных прав и обязанностей в отношении цифрового информационного объекта.
Фактической доступ к информации и правовой статус обладателя информации
В связи с неисчерпаемостью цифровой информации возникает также вопрос – как быть в случае, когда доступ к одной и той же информации имеют многие люди? Означает ли наличие у конкретного лица фактического доступа к информации, что оно тоже признается ее обладателем и вправе совершать в отношении нее всю полноту информационных прав? В частности, использовать или передавать другим лицам?
В особенности это касается цифровой информации, которая обычно используется как элемент информационной системы. Например, доступ к сообщению, переданному с помощью общедоступного сервиса электронной почты есть не только у отправителя и получателя, но и у оператора почтового сервиса. Администраторы современных мессенджеров также имеют фактический доступ к переписке пользователей, хоть обычно и зашифрованной. В облачных сервисах может храниться буквально все содержимое вашего мобильного устройства и их администраторы, по крайне мере теоретически, имеют техническую возможность доступа к пользовательской информации. В 2021 году большой резонанс вызвала инициатива Apple по фильтрации изображений, загружаемых пользователями в iCloud, для предотвращения распространения детской порнографии. В результате общественного давления Apple была вынуждена отказаться от этой идеи, но возможность контроля пользовательского контента была продемонстрирована весьма убедительно.
Судебная практика дает вполне определенный ответ [2] – оператор информационной системы не вправе самостоятельно разрешать или ограничивать доступ к информации, которая передается с его участием. Фактический доступ к информации сам по себе не наделяет лицо правами обладателя информации. Обязанность обрабатывать и хранить информацию не предполагает право разрешать или ограничивать доступ к этой информации, принадлежащее ее обладателю, которым в данном случае выступает пользователь сервиса электронной почты, мессенджера или облачного сервиса.
[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П “По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – 30 июля. – № 31. – Ст. 4470.
[2] См. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – 6 ноября. – № 45. – Ст. 6735.