4.1. Право на поиск и получение цифровой информации

Определив участников цифровых правоотношений, перейдем к характеристике их прав и обязанностей.

Снова обратимся к содержанию части 4 статьи 29 Конституции – «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Она указывает на содержание информационных возможностей, охраняемых конституцией – права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации в том числе в цифровой форме. Важное значение имеет указание на любой, но непременно законный, способ осуществления перечисленных прав. Этот аспект реализации конституционного права на цифровую информацию вновь приводит нас к специальному правовому акту – Закону об информации.

Правовой режим доступа к информации

Для конкретизации конституционного права на поиск и получение информации законом предусмотрено понятие доступа к ней. Доступ определен как возможность получения информации и ее использования. Для правильного понимания этого правового режима важно, что для признания информации доступной не требуется ее фактическое получение или ознакомление с ее содержанием. Достаточно лишь самой по себе такой возможности.

Например, доступ к информации будет считаться состоявшимся даже при осуществлении атаки на сайт типа «отказ в обслуживании» (DDoS-атаке). Она заключается в одномоментном обращении множества компьютеров с запросом на доступ к атакуемому сайту. В результате такой атаки работа информационной системы блокируется и фактически информацию не получает никто. Но при рассмотрении дел, связанных с DDoS-атаками, суды исходят из того, что атакующая сторона использовала саму возможность доступа, хоть и не завершившуюся получением информации. Поэтому ссылки на то, что злоумышленник фактически не узнал содержание атакуемой компьютерной информации признаются судами несостоятельными .

Пользователь информацией

Потенциальная доступность информации является также основанием для определения пользователя информацией. Оно дано в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Пользователь – это субъект, осуществляющий поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Следовательно, факт обращения за информацией уже является основанием для признания лица пользователем.

Право на доступ к информации

На первый взгляд, право на доступ к информации определено в законодательстве России чрезмерно широко. Согласно Закону об информации граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников. Однако эта норма дополняется оговоркой, аналогичной конституционной – право на доступ к информации возможен лишь при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

При этом Законом об информации прямо предусмотрены лишь те формы реализации права на получение информации, которые связаны с деятельностью органов власти. Это не значит, что право на доступ к информации исчерпывается только отношениями человека с органами власти. Другие случаи реализации права на доступ могут быть предусмотрены специальными правовыми актами. Например, Закон о персональных данных предусматривает право человека на получение информации, касающейся обработки его персональных данных.

Формы реализации права на поиск и получение информации

Закон об информации прямо предусматривает следующие формы реализации права на поиск и получение информации:

Во-первых, гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов публичной власти информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на доступ к информации, непосредственно касающейся ее прав и обязанностей.

Во-вторых, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Эта обязанность осуществляется в порядке, предусмотренном тремя федеральными законами: «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Законным способом обеспечения доступа к цифровой информации о деятельности государственного или муниципального органа является ее размещение в сети Интернет. Как правило, для этого используются официальные сайты соответствующего органа. Нередко возникает вопрос, могут ли быть признаны официальными источниками информации о деятельности органов власти их страницы в соцсетях и аккаунты в мессенджерах?

Известность приобрел случай, когда администратор аккаунта Президента Татарстана в «Вконтакте» заблокировал другого пользователя социальной сети – жителя республики. Тот обжаловал блокировку в судебном порядке на основании того, что на официальном сайте президента в разделе «Контакты» есть ссылка на его официальную страницу в социальной сети «ВКонтакте». По мнению истца это означало верификацию аккаунта Президента в соцсети и распространение на него требований Федерального закона «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов…». Однако принудить Президента общаться с истцом в соцсети в судебном порядке не удалось.

В зарубежной практике встречаются обратные решения – в 2018 году Федеральный апелляционный суд Манхэттена постановил, что президент Д. Трамп не должен блокировать подписчиков своего аккаунта Twitter за критические высказывания. Суд счел, что блокировка пользователей нарушает  свободу слова, поскольку президент использует свой аккаунт для официальной деятельности и взаимодействия с общественностью. Предотвращая доступ критиков к информации, президент запрещает им участвовать в обсуждении в пространстве, которое аналогично по своим характеристикам общественному месту, что антиконституционно. 9 июля 2019 года Апелляционный суд второго округа США подтвердил, что президент США Дональд Трамп не может блокировать аккаунты своих подписчиков в Twitter.

Возможно, это решение стало ориентиром и для российских законодателей. В 2022 году страницам органов власти в социальных сетях был придан официальный статус[1]. С 1 декабря 2022 года органы государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны использовать официальные страницы в социальных сетях для размещения актуальной информации о своей деятельности. Список соцсетей, где органы власти будут обязаны вести паблики и порядок размещения в них информации, должны быть определены в Постановлении Правительства, который пока не принят.

Общей особенностью доступа к информации о деятельности органов власти является то, что лицо, желающее получить доступ к ней, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Она может потребоваться ему для защиты его прав и законных интересов, для использования в научной, публицистической деятельности, в том числе, для критики деятельности самих органов власти. В запросе информации нет необходимости указывать, каким именно образом запрашиваемая информация затрагивает права и свободы, а также обязанности заявителя.

В то же время необходимо иметь в виду, что обязанность органов власти по обеспечению доступа к информации не распространяется на сведения о правовой оценке актов, принятых самим органом, о проведении анализа деятельности органа или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав пользователя. То есть право на доступ к информации распространяется на сведения, которые уже имеются в распоряжении органа и не выходят за пределы его компетенции.

Классификация информации по критерию доступа

Критерий доступности цифровой информации используется для ее правовой классификации.

1. Информация, доступ к которой не может быть ограничен

Во-первых, частью 4 статьи 8 Закона об информации определена информация, доступ к которой не может быть ограничен.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Следует подчеркнуть, что к информации, доступ к которой не может быть ограничен, относятся нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов публичной власти. Это необходимо для исполнения части 3 статьи 15 Конституции РФ, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В России в качестве источника официального опубликования правовых актов действует Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. C 1 июля 2022 года ему придан статус единого государственного информационно-правового ресурса в Российской Федерации. Тексты правовых актов, размещенные на pravo.gov.ru с 1 июля 2022 года, являются официальными[2].

2. Общедоступная информация

Второй вид информации по критерию доступа – общедоступная информация. Она состоит из общеизвестных сведений и иной информации, доступ к которой не ограничен. Обычно информация приобретает статус общедоступной в результате обнародования ее обладателем. В этом случае лицо, по решению которого информация стала, вправе требовать от других лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации (часть 3 статьи 7 Закона об информации).

Также общедоступной считается информация, для которой установить принадлежность конкретному обладателю не представляется возможным. Любой может использовать такую информацию по своему усмотрению.

Следует учитывать, что использование общедоступной информации может быть осуществлено путем ее распространения, а противоправное распространение информации может повлечь юридическую ответственность (часть 2 статьи 7 Закона об информации). Например, использование сети на основе протокола Bittorrent предполагает одновременное получение и распространение информации, поскольку при загрузке файла по умолчанию начинается его раздача. Неосмотрительное использование таких технологий может привести к ответственности за противоправное распространение информации – экстремистских материалов, порнографии и пр.

В контексте цифровизации важно, что статус общедоступной информации имеют открытые данные. Так называется информация, размещаемая в сети “Интернет” в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования. Открытые данные открыты в юридическом, но не в общечеловеческом смысле. Они представляются в специальном формате, предназначенном для машинной обработки – JSON, XML, RDF, Microdata и других.

К примеру, не является информацией в формате открытых данных изображение, полученное в результате обычного сканирования бумажного документа без распознавания изложенного в нем текста. Открытыми данными такой документ станет при условии распознавания текста, перевода его в форму цифрового документа, разметки для автоматизированной обработки и размещения в сети.

Поэтому открытые данные, на первый взгляд, бесполезны для восприятия непосредственно человека, но их машинная обработка может привести к получению результатов, обладающих большой ценностью. Благодаря их использованию можно автоматизировать исследовательскую деятельность, например, работу по контролю за использованием средств государственного бюджета, изучению динамики социально-экономических показателей государства и его отдельных территорий.

3. Информация ограниченного доступа

Третья категория цифровых данных по критерию их доступности – информация ограниченного доступа, к которой относится государственная тайна, а также иная конфиденциальная информация. Ряд сведений, отнесенных в России к конфиденциальной информации весьма широк, поэтому  изучение правового режима данных ограниченного доступа будет продолжено в разделе, посвященном правовой охране цифровой информации.

[1] См. Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 270-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” и статью 10 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 2022. – 18 июля. – № 29 (часть III). Ст. 5237.

[2] Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2022 № 90 «О некоторых вопросах размещения текстов правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)». – URL: https://bit.ly/3uxALdI (дата обращения: 08.07.2022).