4.1. Право на поиск и получение цифровой информации

Определив участников цифровых правоотношений перейдем к характеристике их прав и обязанностей.

Снова обратимся к содержанию части 4 статьи 29 Конституции – «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Она указывает на содержание информационных возможностей, охраняемых конституцией — права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации в том числе в цифровой форме. Важное значение имеет и указание на любой, но непременно законный (а значит на самом деле не совсем любой) способ осуществления перечисленных прав. Этот аспект реализации конституционного права на цифровую информацию опять приводит нас к специальному правовому акту – Закону об информации.

Для конкретизации конституционного права на поиск и получение информации в законе сформулировано понятие доступа к ней. Доступ определен как возможность получения информации и ее использования. Для правильного понимания этого правового режима важно, что для признания информации доступной не требуется ее фактическое получение или ознакомление с ее содержанием. Достаточно лишь самой по себе такой возможности.

Например, доступ к цифровой информации будет считаться состоявшимся даже при осуществлении атаки на сайт типа «отказ в обслуживании» (DDoS-атаке). Она заключается в одномоментном обращении множества компьютеров, входящих в бот-сеть, с запросом на доступ к атакуемому сайту. В результате такого неправомерного доступа работа информационной системы блокируется и фактически информацию не получает никто. Но при рассмотрении дел, связанных с DDoS-атаками, суды исходят из того, что атакующая сторона использовала саму возможность доступа, хоть и не завершившуюся получением информации. Поэтому ссылки на то, что злоумышленник фактически не узнал содержание атакуемой компьютерной информации признаются судами несостоятельными.

Потенциальная доступность информации является также основанием для определения пользователя информацией. Оно дано в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Пользователь – это субъект, осуществляющий поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Следовательно, факт обращения за информацией уже является основанием для признания лица пользователем.

Право на доступ к информации определено в законодательстве России на первый взгляд очень широко. Согласно Закону об информации граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников. Однако эта норма дополняется оговоркой, аналогичной конституционной – право на доступ к информации возможен лишь при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

При этом явно Закон об информации предусматривает лишь те формы реализации права на получение информации, которые связаны с деятельностью органов власти. Это не значит, что право на доступ к информации исчерпывается только этим. Другие случаи реализации права на доступ могут быть предусмотрены иными правовыми актами. В частности, Закон о персональных данных предусматривает право человека на получение информации, касающейся обработки его персональных данных.

Но вернемся к Закону об информации. Он прямо предусматривает следующие формы реализации права на поиск и получение информации:

Во-первых, гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов публичной власти информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на доступ к информации, непосредственно касающейся ее прав и обязанностей.

Во-вторых, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Эта обязанность осуществляется в порядке, предусмотренном тремя федеральными законами: «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Законным способом обеспечения доступа к цифровой информации о деятельности государственного или муниципального органа является ее размещение в сети Интернет. Как правило для этого используются официальные сайты соответствующего органа. Нередко возникает вопрос, могут ли быть признаны официальными источниками информации о деятельности органов власти их страницы в соцсетях и аккаунты в мессенджерах? Можно ли принудить представителя российской власти к общению через них? Известность приобрел случай, когда администратор аккаунта Президента Татарстана в «Вконтакте» заблокировал другого пользователя социальной сети – жителя республики. Тот обжаловал блокировку в судебном порядке на основании того, что на официальном сайте президента в разделе «Контакты» есть ссылка его страницу в социальной сети «ВКонтакте». По мнению истца это означало верификацию аккаунта Президента в соцсети и распространение на него требований Федерального закона «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов…». Однако принудить Президента общаться с истцом в соцсети в судебном порядке не удалось.

В зарубежной практике встречаются обратные решения – в 2018 году Федеральный апелляционный суд Манхэттена постановил, что президент Д. Трамп не должен блокировать подписчиков своего аккаунта Twitter за критические высказывания. Суд счел, что блокировка пользователей нарушает  свободу слова, поскольку президент использует свой аккаунт для официальной деятельности и взаимодействия с общественностью. Предотвращая доступ критиков к информации, президент запрещает им участвовать в обсуждении в пространстве, которое аналогично по своим характеристикам общественному месту . 9 июля 2019 года Апелляционный суд второго округа США подтвердил, что президент США Дональд Трамп не может блокировать аккаунты своих подписчиков в Twitter. Полагаем, что такие решения могут стать ориентиром и для российских законодателей.

Перечень информации, которая должна быть размещена органами публичной власти в сети, определен Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ. Указанная информация предоставляется бесплатно. За предоставление информации по запросу (например по электронной почте) может взиматься плата если объем запрашиваемой и полученной информации превышает 1 мегабайт. По желанию пользователя запрашиваемая информация может быть передана ему непосредственно в государственном органе или органе местного самоуправления на носителе (на жестком диске, USB-накопителе, дисковом массиве и т.д.).

Общей особенностью доступа к информации о деятельности органов власти является то, что лицо, желающее получить доступ к ней, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Она может потребоваться ему для защиты его прав и законных интересов, для использования в научной, публицистической деятельности, в том числе, для критики деятельности самих органов власти. В запросе информации нет необходимости указывать, каким именно образом запрашиваемая информация затрагивает права и свободы, а также обязанности заявителя.

В то же время обязанность органов власти по обеспечению доступа к информации не распространяется на сведения о правовой оценке актов, принятых самим органом, о проведении анализа деятельности органа или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав пользователя (пп. 6 п.1 ст. 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ). То есть доступ гарантируется к информации, которая уже существует и находится в сфере компетенции данного органа.

Критерий доступности цифровой информации используется для ее правовой классификации. Во-первых, определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен. К этой категории относятся, в частности нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов публичной власти. Так реализуется норма части 3 статьи 15 Конституции РФ – «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». В России в качестве источника официального опубликования правовых актов действует Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.

Во-вторых, это общедоступная информация. Она состоит из общеизвестных сведений и иной информации, доступ к которой не ограничен. К этой категории относится любая иная информация которая была обнародована ее обладателем. Также общедоступной считается информация для которой установить принадлежность конкретному обладателю не представляется возможным. Любой субъект цифровых отношений может использовать такую информацию по своему усмотрению. При этом следует учитывать, что использование общедоступной информации может быть осуществлено путем ее распространения. А противоправное распространение информации может повлечь юридическую ответственность. Некоторые технологические решения, например, сети на основе протокола Bittorrent при получении информации одновременно приводят к ее распространению. При скачивании файла по умолчанию начинается его раздача. Неосмотрительное использование таких технологий может привести к административной или уголовной ответственности за распространение противоправного контента — экстремистских материалов, порнографии и пр.

 В контексте цифровизации важно, что статус общедоступной информации имеют открытые данные. Так называется информация, размещаемая в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования. Открытые данные открыты в юридическом, но не в общечеловеческом смысле. Они представляются в специальном формате, предназначенном для машинной обработки — JSON, XML, RDF, Microdata и других. К примеру, не признается информацией в формате открытых данных изображение, полученное в результате обычного сканирования бумажного документа без распознавания изложенного в нем текста. Открытыми данными такой документ станет при условии распознавания текста, перевода его в форму цифрового документа, разметки для автоматизированной обработки и размещения в сети. Поэтому открытые данные на первый взгляд практически бесполезны для человека, но их машинная обработка может привести к получению результатов, обладающих большой экономической и научной ценностью. Юридические вопросы обработки открытых данных мы рассмотрим в специальной части курса, посвященной регулированию больших данных. Третья категория цифровых данных по критерию их доступности – информация ограниченного доступа, к которой относится государственная тайна, а также иная конфиденциальная информация.