Распределенный реестр как технология стал реальностью в конце первой декады XXI века благодаря развитию реплицируемых баз данных. Любой его полноценной реализации присущи следующие свойства.
Цифровая форма
Во-первых, технологии распределенного реестра имеют исключительно цифровую форму. Распределенный реестр существует в форме цифровых записей в системе баз данных. Поскольку записи в реестре – это данные, то для них характерны все свойства цифровой информации как объекта правового регулирования, о которых сказано в общей части курса – медиатизация, идеальность, неисчерпаемость и субъективность восприятия. Особенно следует подчеркнуть то, что цифровая форма распределенного реестра означает невозможность непосредственного восприятия содержания данных человеком. Люди не общаются в форме двоичных или шестнадцатеричных чисел. Для перевода цифровой информации, хранящейся в блокчейне на язык, понятный человеку, необходима специальная техническая инфраструктура – компьютеры, информационные сети, носители информации, специальные устройства, например, так называемые, холодные кошельки. Действие правовых норм в основном распространяются именно на отношения по поводу инфраструктуры, а операции с данными подчиняются не только и не столько социальному, а техническому регулированию.
Децентрализация
Второе важное свойство технологий распределенного реестра – децентрализация. Составные части баз данных распределенного реестра могут быть одновременно размещены на различных узлах компьютерной сети с высоким уровнем репликации вплоть до полного дублирования всей информации во всех распределенных копиях. Центр управления распределенной базой данных, как правило, отсутствует. Это существенно ослабляет возможности правового регулирования, поскольку государственное воздействие на “центры принятия решений” оказывается невозможным в силу отсутствия таковых.
Недосягаемость для государственного принуждения нередко становится поводом для попыток искоренения децентрализованных институтов с помощью правовых запретов. В качестве примера можно привести деятельность органов прокуратуры по пресечению распространения в “Интернете” информации о криптовалютах. Обращения в суд о признании информации о криптовалютах запрещенной обычно аргументируются тем, что она выпускается децентрализованно и не регулируется со стороны государства, а потому прокуратура требует блокировки сайтов в интересах неопределенного круга лиц. Судя по тому, что, найти в сети информацию о криптовалютах по-прежнему не составляет труда, правовые запреты являются малоэффективными.
Неизменяемость записей
В-третьих, свойством баз данных, построенных на технологиях распределенного реестра, является неизменяемость записей, которые в них внесены. Благодаря децентрализации и криптографическим алгоритмам применение технологий распределенного реестра позволяет решить проблемы верификации записей без участия посредников. Поэтому посредничество правовых и других социальных институтов для сфер применения технологий распределенного реестра часто бывает избыточным.
Прозрачность
Последнее по порядку, но не по значению свойство распределенных баз данных – прозрачность записанных в них транзакций. Информация о записях в распределенном реестре находится в открытом доступе, любой участник публичной сети имеет доступ к сведениям о транзакциях.
Например, транзакции в сетях Bitcoin или Ethereum публичны и выглядят как записи о переводе единиц криптовалюты или токенов с одного адреса сети на другой. При этом адреса выглядят как строки буквенно-цифровых символов, которые не указывают на лиц, участвующих в операциях с криптовалютой.
Установить принадлежность адреса определенному лицу без применения специальных криминалистических методов затруднительно, но в принципе возможно. Поэтому, с одной стороны, можно утверждать, что прозрачность транзакций в системах распределенного реестра не выходит за пределы сети, но с другой, она проявляется в гораздо большей степени, чем в системе обычных кредитных организаций, ограниченных банковской тайной. Поэтому операции в публичных блокчейнах можно назвать псевдоанонимными.
Перечисленные признаки отличают информационные системы, основанные на технологии распределенного реестра от сходных технологических решений. Например, информационные системы, используемые для организации и проведения дистанционного электронного голосования в России построены на основе распределенного реестра. Но они находятся под полным и эксклюзивным контролем избирательных комиссий, поэтому не могут быть признаны полностью децентрализованными. Это существенно обедняет их потенциал для обеспечения прозрачности, открытости и гласности избирательного процесса.
Легальное определение
Попытка легального определения технологий распределенного реестра предпринята в Приказе Росстата от 30.07.2021 № 463. Там они определены как алгоритмы и протоколы децентрализованного хранения и обработки транзакций, структурированных в виде последовательности связанных блоков без возможности их последующего изменения. Определение самого распределенного реестра дано в Федеральном законе “О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее – Закон о ЦФА). Для целей данного Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма). Как видим, приведенные легальные определения лишь фрагментарно отражают перечисленные ранее признаки технологий распределенного реестра, что не отменяет их продуктивности для выработки ориентиров государственной политики в отношении правового и технического регулирования.